Heroes of Might and Magic (HoMM, Heroes of MM, Heroes; в российском издании — «Герои Меча и Магии», разг. «Герои»)— серия компьютерных игр в жанре пошаговой стратегии с ролевыми элементами, насчитывающая шесть частей и семь дополнений. До пятой части события всех игр серии разворачиваются во вселенной Might and Magic. Начиная с HoMM V, действие перенеслось в новый мир — Асхан (Ashan). Шестая часть серии, в отличие от предыдущих, носит название Might and Magic: Heroes VI, в соответствии с новой политикой наименования всех игр, принадлежащих бренду «Might and Magic». История
Предтечей серии считается игра King's Bounty, выпущенная в 1990 году компанией New World Computing. Хотя в отличие от первой части HoMM, в ней отсутствовало развитие замков и добыча ресурсов, но именно в ней были заложены основные принципы, получившие своё дальнейшее развитие в Heroes, как, например, совмещение глобального режима с режимом тактических боёв. Однако, ещё в 1994 году New World Computing издал малоизвестную для поклонников Heroes игру Hammer of the Gods, по геймплею напоминающую «Героев» за счёт совмещения двух режимов игры (глобального и тактического) и общей игровой механики. Дизайнером King’s Bounty и HoMM был создатель серии Might and Magic Джон Ван Кэнегем (Jon Van Caneghem). Он же работал над второй и третьей играми серии. В работе над четвёртой игрой он также принимал участие, но в меньшей степени. В 1995 году под операционную систему MS-DOS были разработаны Heroes of Might and Magic I. Геймплей первой части стал основопологающим для всех игр серии, выпускавшихся впоследствии. Игра приобрела огромную популярность среди людей для всех возрастов, и в 1996 была выпущена версия для Windows 95. NWC был приобретён компанией 3DO, с тех пор ставшей издателем HoMM, и в том же году появились Heroes of Might and Magic II: The Succession Wars, развившие успех первой части благодаря огромному количеству нововведений и значительно лучше проработанному сценарию. В 1997 году вышел аддон Price of Loyalty. В 1999 появились Heroes of Might and Magic III: The Restoration of Erathia, в сентябре того же года вышел аддон Armageddon’s Blade, а в марте 2000 — аддон Shadow of Death. Подтверждением огромной популярности и культового статуса Heroes III для фанатов игры может служить тот факт, что к этой игре до сих пор, спустя более чем десять лет после официального релиза, разрабатываются пользовательские дополнения и проводятся онлайн- и офлайн-турниры. Издателем серии — 3DO — помимо первых двух крупных аддонов к HoMM III было выпущено несколько дополнений из серии Heroes Chronicles с минимумом изменений, что было расценено покупателями и прессой как маркетинговый ход и попытка нажиться на популярном бренде, и подорвало всеобщее доверие к компании. Как следствие, Heroes of Might and Magic IV разрабатывались при неблагоприятных финансовых условиях, косвенно сказавшихся на качестве игры. Четвертая часть вышла в 2002 году и расколола поклонников игры спорными изменениями в игровой механике и посредственной графикой, хотя последняя всегда была одним из главных конкурентных преимуществ серии. В 2002 и 2003 годах соответственно вышли дополнения Gathering Storm и Winds of War. В мае 2003 года компания 3DO, бывшая бессменным издателем «Героев», не сумев исправить своё бедственное положение, объявила себя банкротом. Все её активы были распроданы с аукциона. Права на серии Might and Magic и Heroes of Might and Magic были куплены компанией Ubisoft. По словам представителей компании, Джону Ван Кэнегему было предложено работать над пятой частью игры, однако он отказался. Зато удалось уговорить принять участие в проекте Роба Кинга, композитора, писавшего музыку для всех частей «Героев». Тендер на разработку Heroes of Might and Magic V, проводимый Ubisoft, выиграла российская компания Nival Interactive. Пятая часть популярной серии, представляющая из себя по мнению прессы и преданных поклонников удачный синтез идей третьих и четвёртых «Героев», вышла в 2006 году. В 2007 году появился первый аддон Hammers of Fate, а в 2008 последовало дополнение Tribes of the East. В апреле 2010 года Ubisoft анонсировала гибрид пошаговой стратегии и RPG Might & Magic: Heroes 6. Над игрой работала студия Black Hole Entertainment, известная по Armies of Exigo и Mark of Chaos. Игра вышла в 2011 году и заметно, но не так сильно, сменила геймплей в сторону упрощённости, удобности и скорости по сравнению с предыдущими частями, что обусловлено политикой Ubisoft. слепой снайпер
Heroes of Might and Magic I Heroes of Might and Magic была разработана и издана New World Computing в 1995 году для DOS. Игра обладала передовой на тот момент SVGA-графикой и, главное, захватывающим геймплеем, который и обеспечил успех игры, а впоследствии и всей серии. В игре были четыре типа замков и, соответственно, четыре типа героев: Knight (Рыцарь), Barbarian (Варвар), Sorceress (Колдунья) и Warlock (Чародей). Игра включала в себя одну кампанию и пару десятков сценариев. Позднее были выпущены версии для Microsoft Windows и Gameboy Color. Windows-версия локализована компанией «Бука» и издана в составе сборников.
Heroes of Might and Magic II «Bойны за престол» Heroes of Might and Magic II: The Succession Wars разработана New World Computing и издана 3DO в октябре 1996 года. Сюжет построен вокруг борьбы двух братьев за власть. Игроку предлагаются две кампании: за доброго Роланда или злого Арчибальда. Главными нововведениями второй игры серии стали: вторичные навыки (secondary skills) у героев . наличие у большинства существ улучшеного варианта. Часть жилищ существ в городах получили возможность модернизации, после которого начинали производить улучшенную разновидность своих обитателей; две новых нации: Wizard (Волшебник) и Necromancer (Некромант); оперный саундтрек. Heroes of Might and Magic II: The Price of Loyalty Heroes of Might and Magic II: The Price of Loyalty Heroes of Might and Magic II: The Price of Loyalty — дополнение к Heroes of Might and Magic II: Succession Wars — разработано Cyberlore Studios и издано 3DO в апреле 1997 года. Включало в себя четыре кампании. Нововведения: жилища элементалей и привидений (Ghosts); возможность избавляться от «отрицательных» артефактов; редактор карт, в том числе генератор случайной карты, что придало игре новый виток в популярности; постройка «усилитель темной магии» (Necromancy Amplifier), доступная в одной из кампаний. ] слепой снайпер
Heroes of Might and Magic III: The Restoration of Erathia « Возрождение Эрафии»
Heroes of Might and Magic III: The Restoration of Erathia разработана New World Computing и выпущена 3DO в 1999 году. В основном развивает идеи, заложенные в предыдущей части, и не содержит никаких радикальных нововведений. Полностью перерисована графика игры, хотя её внешний вид и пользовательский интерфейс остались приблизительно такими же. Возможность модернизации существ получили уже все типы их жилищ. Сюжет: королева Катерина узнает о смерти своего отца — короля Грифоново Сердце, правителя Эрафии (Erathia). Прибыв в Эрафию на похороны, она обнаруживает свою страну в состоянии тяжёлой войны с соседними королевствами. На протяжении шести кампаний игроку предстоит играть за все вовлеченные стороны по очереди, чтобы решить судьбу наследства Эрафии. По соглашению с New World Computing и 3DO эта версия игры была портирована фирмой Loki Software на платформу GNU/Linux, хотя она отлично работает и под Wine. Heroes of Might and Magic III: Armageddon’s Blade Heroes of Might and Magic III: Armageddon's Blade Первое дополнение к Heroes III. Сюжет является логическим продолжением Might and Magic VII. Королева Катерина и её муж Роланд Айронфист пытаются остановить Люцифера Кригана — демона, который собирается уничтожить весь мир при помощи легендарного Клинка Армагеддона. В игре добавилось множество новых артефактов, монстров и героев, а также присутствует генератор карт позволяющий создавать карты, но имеет один недостаток: карты могут повторяться. А самое главное — новый, девятый по счёту, город, за который можно играть. Он назван Conflux (Сопряжение) и является родным домом для различных элементалей. Изначально девятым городом планировалось сделать Forge (Кузню) — город, представляющий фракцию, получившую доступ к фабрикатору Древних, и населенный такими существами, как гоблины-солдаты с бластерами, солдаты-огнеметчики и механизированные «зомби». Однако большая группа возмущённых фанатов серии настояла на том, что этот город не будет вписываться в мир Heroes Of Might And Magic, по их мнению — куда более фэнтезийный, чем мир серии игр Might And Magic (на самом деле это — один и тот же мир, но показанный с разных позиций), и вместо Forge в экстренном порядке был разработан Conflux. Отголоски оригинального сюжета видны в стартовом ролике игры, на некоторых фоновых изображениях игровых меню и в описании нахождения артефакта «Клинок Армагеддона» в одиночной игре. The Shadow of Death Heroes of Might and Magic III: The Shadow of Death Второе дополнение к Heroes III. В целом, изменения незначительны, однако стоит отметить такие нововведения, как улучшенный ров при осаде замков и несколько мощных сборных артефактов. Сюжет: Сандро, могущественный и злобный лич, пытается собрать две комбинации магических артефактов, которые позволят ему управлять всем Антагаричем. Четыре храбрых героя должны найти легендарный Альянс Ангелов, для того чтобы остановить орду нечисти в семи увлекательных кампаниях. Сандро упоминается также в Heroes of Might and Magic V
Heroes Chronicles Хроники Героев Также 3DO выпустила дополнительные кампании отдельными коробками — серию Хроники Героев. Они полностью построены на движке The Shadow of Death и содержат только однопользовательские кампании, без отдельных сценариев и многопользовательской игры. Серия игр Хроники Героев повествует о приключениях варвара Тарнума, который возродил цивилизацию варваров, освободив их от власти магов Бракады. Он собрал под собой полчища орков, гоблинов и огров. После того, как Тарнума победил и убил в честном бою первый король Грифоново Сердце (основатель Эрафии), Древние посчитали многие деяния Тарнума грешными и вернули его в мир живых, давая ему нелёгкие задания, чтобы он искупил себя в их глазах. Попутно, Тарнум видит, как мир изменяется после конца его правления. Серия также известна тем, что герой Тарнум изменяет свой класс в каждой игре. Например, в первой он варвар, во второй — рыцарь, которого наняла дочь Грифонова Сердца (и, как Тарнум узнаёт позже, его племянница), в третьей Тарнум — маг, борющийся с элементалями; и т. п. Помимо «Хроник Героев», Тарнум упоминается в кампании варваров игры Heroes of Might and Magic IV. Heroes Chronicles: Conquest of the Underworld and Warlords of the Wasteland («Преисподняя» и «Воины степей») Часть первая: Воины степей Часть вторая: Преисподняя Heroes Chronicles: Clash of the Dragons and Masters of the Elements («Схватки драконов» и «Повелители стихий») Часть третья: Повелители стихий Часть четвёртая: Схватки драконов Heroes Chronicles: The World Tree and The Fiery Moon («Мировое Дерево» и «Пламенная Луна») Часть пятая: Мировое дерево Часть шестая: Пламенная луна Heroes Chronicles: The Final Chapters («Последние главы») — «Revolt of the Beatmasters» («Восстание») и «The Sword of Frost» («Ледяной клинок») Часть седьмая: Ледяной клинок Часть восьмая: Восстание Пятая и шестая часть «Хроник Героев» («Мировое Дерево» и «Пламенная Луна») были доступны для свободного скачивания на сайте 3DO. Пятую часть («Мировое Дерево») могли скачать и установить те, у кого были установлены любые две части «Хроник», а шестую часть («Пламенная Луна») — только те, у кого были установлены любые три части «Хроник». После того, как 3DO обанкротилось, их сайт перестал функционировать, и скачать пятую и шестую часть оттуда стало невозможным.
Heroes of Might and Magic IV Когда скрестились Ледяной Клинок и Клинок Армагеддона, мир Эрафии был уничтожен. Однако были открыты таинственные порталы в другой мир — Аксеот (Axeoth) — которые позволили спастись многим старым героям. Четвёртая часть серии принесла масштабные изменения в геймплей. Так, например, было возвращено множество идей из игры-прародительницы серии Heroes of Might and Magic — King’s Bounty, в частности блуждающие монстры, кидающиеся на героев. Самым заметным изменением стало то, что теперь герои могут участвовать в битве лично (в то время как в предыдущих частях игры они находились вне поля боя, и могли лишь помогать своим войскам, используя магические заклинания. Прирост числа существ в замках отныне происходит каждый ход, а не раз в семь ходов, как было раньше. Появились две альтернативные ветки развития городов. Графика тоже преобразилась. Привычное 2D сменилось псевдотрёхмерной графикой. Heroes of Might and Magic IV: The Gathering Storm Герои Меча и Магии IV: Грядущая Буря Первое дополнение к Heroes IV. Набор изменений достаточно стандартен: несколько новых кампаний, набор дополнительных сценариев, немного новых героев, артефактов и монстров, а также мультиплер. Сюжет также типичен: пятеро героев должны объединиться против злого волшебника по имени Хексис. Heroes of Might and Magic IV: Winds of War Герои Меча и Магии IV: Вихри Войны Второе дополнение к Heroes IV также не внесло заметных изменений в игру. Немного улучшен редактор карт, добавлена пара новых монстров.
Heroes of Might and Magic V Разработчик — российская компания Nival Interactive, также выступающая в качестве российского издателя. Издателем игры в остальном мире выступает Ubisoft. В игре использован модифицированный графический движок игры «Silent Storm», давший игре полностью трёхмерную графику. Игровой процесс пятых «Героев» больше похож на третью часть серии, чем на четвёртую. Это было вызвано тем, что многим фанатам серии не понравились радикальные нововведения четвёртой части. Однако некоторые идеи четвёртой части всё же были задействованы: например, герой принимает участие в бою, но не так, как в HoMM IV, а находится за границей карты, и кроме заклинаний имеет свою собственную атаку, не требующую маны — рыцарь выезжает на поле боя на коне и скачет мимо юнита, нанося ему удар мечом, рейнджер стреляет во врага из лука и т. п. Heroes of Might and Magic V: Hammers of Fate (Владыки севера) Heroes of Might and Magic V: Hammers of Fate События Heroes of Might and Magic V: Владыки Севера разворачиваются сразу после завершения войны Изабель с демонами: Империя Грифонов ещё не успела прийти в себя после кровавых сражений с ордами Инферно, как оказалась объята пламенем гражданской войны. В то время как безжалостная инквизиция под предводительством королевы Изабель пытается расправиться с мятежниками, на севере королевства пробуждается новая грозная сила. После столетий изоляции гномы вновь берутся за оружие, и все отчётливее слышится рев боевых горнов на просторах Империи… Изменения: Новая фракция — гномы (англ. Dwarves) Новые нейтральные юниты, среди которых представители полу-фракции ренегатов (альтернативное улучшение существ замка Haven) Появился генератор случайных карт Появился режим одновременных ходов Heroes of Might and Magic V: Tribes of the East (Повелители Орды) Heroes of Might and Magic V: Tribes of the East Изменения: Новая фракция — Орки (Orcs) Альтернативные улучшения для всех типов существ (ренегаты из «Владык Севера» — теперь альтернативный апгрейд в Ордене Порядка). что любопытно, возможность Личу поднимать нежить, была дана по результатам опроса Юниты-Кастеры и Книга Заклинаний (бывш. Лич как Некромант…) Вновь появились сборные артефакты Might & Magic: Heroes VI
Might & Magic: Heroes VI Игра разрабатывалась компанией Black Hole Entertainment и затем издана компанией Ubisoft в октябре 2011 года. Heroes VI были анонсированы 17 августа 2010 года перед выставкой Gamescom, где прошла первая презентация игры. Продюсер Эрван Ле Бретон (англ. Erwan Le Breton) заявил, что геймплей останется преимущественно традиционным для серии Heroes of Might and Magic, сохранив большинство фундаментальных элементов, но при этом появятся и нововведения: битвы с боссами, возможность конвертирования захваченных городов соперника в города своей расы, а также система репутации героев. В Heroes of Might and Magic VI будет 5 рас: Haven, Inferno, Necropolis, Stronghold, Sanctuary. Из четырёх редких ресурсов, представленных в прошлых играх (сера, ртуть, кристаллы и самоцветы) останутся только кристаллы (которые будут называться кристаллической кровью дракона). В отличие от пятой части у каждой расы будет два типа героев — воин и маг, как это было в третьей и четвёртой играх серии. Стоит отметить, что при разработке «Might & Magic: Heroes VI» особое внимание со стороны разработчиков проекта уделялось приближающемуся 25-летнему юбилею серии игр «Might & Magic». Таким образом, шестая часть «Heroes of Might and Magic» включает в себя не только многочисленные нововведения в системе игры, но и отдельные элементы из предыдущих выпусков линии: музыкальное сопровождение «Might & Magic: Heroes VI» будет состоять не только из свежих треков, но также из отдельных композиций, ранее звучавших в проектах серии «Might & Magic». Аранжировка мелодий переработана бессменными композиторами «Героев», — Полом Ромеро и Робом Кингом — в результате чего трекам было придано более современное звучание.
Эта серия игр с очень богатой историей, имеет свои взлеты и падения, на всем протяжении своей жизни она претерпевала изменения. Крупный взлет был на 3 и 5 части, а на 6 части она была урезана, а по словам некоторых механика и наполненость игры была "изуродована". И теперь русский триумф 5 части был закопан в могилу. слепой снайпер