Появление танков на поле боя означало, что «война моторов» достигла своей вершины. Этому моменту предшествовал долгий путь исканий, проб и ошибок, и многие его тупиковые ответвления по сей день остаются неизвестными.
Танки вызвала к жизни логика мировой войны с её вызовами человечеству. И, хотя первым стал британский Mk 1, наступление эры танков предрекали даже простые люди в глубинке Российской империи. Они составляли свои наивные проекты боевых машин будущего. Взглянем на несколько из них.
«Боевой ткацкий челнок»
1 августа 1915 года, ровно через год после начала Великой войны, крестьянина Минусинского уезда Енисейской губернии Романа Ивановича Шовкопляса обуревало предчувствие кануна последних времён и конца света. Стремясь сбросить камень с души, он не мешкая написал письмо военному министру Российской империи с изложением своей идеи: создать «такое приспособление чтобы наш солдат мог прилететь за несколько верст через несколько минут или часов к ему на встречу на растояние 3 или 5 сажен и слать ему в грудь пули как дождь спулимета и всякие снаряды а самого солдата не видать и ништо ему не вредит кроме бомбы…». (Здесь и далее орфография и стилистика первоисточника сохранены. — Прим. ред.)
В письме не содержалось никакого технического описания задумки Шовкопляса. Крестьянское сознание, полное веры в технический прогресс, тем не менее, цеплялось за окружающие предметы быта в поисках аналогий и прообразов. И таковым стал… челнок — подвижная деталь ткацкого станка, прокладывающая поперечные нити при создании ткани.
«Я сообразил што можно устроить машину на подобие челнока швейной машины старого типа увеличить в несколько раз больше устроить машину прикрепить к задней части пулимет под делать колеса под его снабдить снарядами и пустить у действие», — простодушно писал Шовкопляс. В конце письма он изобразил и курьёзный эскиз придуманной боевой машины, получившей название «Пулеход». Несмотря на невероятную простоту рисунка, в нём были учтены и моторный отсек («машина опарата»), и ходовая часть, и боевое отделение с боеукладкой!
Гоночный броневик
Гораздо основательнее к собственному проекту боевой машины с улучшенной аэродинамикой подошёл житель Москвы А. И. Кудрявцев. Летом 1916 года он направил в Главное военно-техническое управление описание и эскиз «Бронированного автомобиля сигарообразной формы». В первых же строках письма автор перечислил конструктивные преимущества:
- «Скользящую поверхность покатую, рикошетирующую ударяющие в нее пули;
- пулеметы расположены на поверхности кузова, не занимая места внутри;
- мотор помещенный в средине рамы шасси, дозволяет ремонт его, пуск, производить внутри;
- коробка скоростей служит как бы сиденьем…».
Кудрявцев, как ему самому казалось, учёл все. Отсутствие рессор в конструкции броневика компенсировали пружины, помещаемые экипажем под фуражки. Руки пулемётчиков в выходных окнах без крышек защищали бронещитки. Бронеколпак с зенитным орудием в крыше кузова увеличивал огневую мощь. Теснота внутри автомобиля, даже при выносе пулемётов наружу, тоже подавалась как преимущество — ведь вплотную прижатому к выходному окну водителю открывается больший обзор. Изобретатель был убеждён, что его детище благодаря форме кузова сможет послужить и скоростным тараном.
Однако вердикт ГВТУ по итогам обсуждения этого проекта был лаконичен:«Размещение людей в машине не рационально. Укрепление пулеметов не рационально. Укрепление пушки не рационально. Не только общая идея, но и ни одна составляющая ее мысль не может быть ни полезна, ни принята к сведению». Невозможным сочли даже создание кузова предложенной формы — хотя тут снобизм военных инженеров вскоре был развеян донесениями военных разведчиков о разработках новых броневиков в Германии.
Дорожный каток как танк
Пойти другим путём, вернее, проложить свой собственный, ещё в начале 1915 г. решил крестьянин Архангельской губернии Павел Скрозников. В письме в Главное военно-техническое управление (ГВТУ) Военного министерства он изложил свою «мысль на устройство машины для того, чтобы давить неприятельскую пехоту».
Суть замысла была проста: пустотелый стальной цилиндр размерами 2 аршина (около 1,5 метра) в диаметре и 3 аршина (2,13 метра) в продольной проекции, катящийся при помощи автомобиля, «который подталкивает его катить». Оси цилиндра и автомобиля соединялись тягами. Трогаясь с места, последний приводил каток в движение и…
«Несколько десятков таких цилиндров, пущенных в ряд на быстрый ход в несколько минут без звука, без затраты на снаряды и жертв могут уничтожить раздавить целый неприятельский отряд», — рассуждал Скрозников. К тому же, добавлял он, цилиндр послужит щитом для автомобиля и его экипажа. Почему бы не использовать такую машину заодно и как транспортёр пехоты?
Увы, действительность в лице военных специалистов ГВТУ не оправдала чаяний изобретателя: его предложение сочли не имеющим практического значения, а в извещении об этом ещё и попросили оплатить гербовый сбор в размере двух рублей — за почтовые расходы.
Бочка-митральеза «Вулкан»
С падением самодержавия в России в марте 1917 года ключ изобретательской мысли не иссяк — наоборот, революция придала ему новый импульс. В мае 1917, в ответственный период подготовки крупного наступления русской армии, призванного переломить ход войны, в Инженерный комитет ГВТУ обратился некто гражданин Сухманов.
Его предложение было сумбурно описано, а схематический чертёж ныне утрачен. Но чего стоило уже название проекта — «Бочка-митральеза “Вулкан”». Речь шла об особой бронированной бочке до 7 аршин (5 метров) в диаметре и 9 аршин (6,4 метра) в длину. В каждом днище бочки Сухманов предлагал расположить пулемёты. Самой любопытной деталью проекта была ходовая часть: изобретатель отказывался от мотора в пользу мускульной силы. Приводить цистерну в движение следовало одному-двум сидящим внутри неё рабочим.
Сухманов писал: «На цилиндрическую горизонтальную часть бочки с внутренней стороны устанавливается на 4 колесиках деревянный станок с механизмом для движения и торможения бочки, а к нему подвешивается другой станок с деревянным полом для помещения груза... Вращение бочки достигается 2 маховиками с педалями, на которые нажимает сидящий рабочий, помещёнными по обеим концам неподвижного станка для движения вперёд и назад». Он предусмотрел и раму на оси своей «бочки-митральезы» для буксировки её на конной тяге по пересечённой местности. В случае же порчи маховиков, добавлял Сухманов, «имеется возможность вращать бочку простым переступанием рабочего по внутренней стороне бочки», — подобно белке в колесе.
Несложно догадаться, что специалисты Инженерного комитета ответили на это предложение разгромной критикой. Осуществлять перевозки даже на обычных телегах было проще. Далее — тяжёлую цистерну с грузом до 1 тонны не сумели бы сдвинуть с места даже самые выносливые рабочие. Ну а начав движение под уклон местности, бочка-митральеза «Вулкан» оказалась бы угрозой для самих русских войск, подобно той, что замышлял против немцев П. Скрозников, о котором рассказано выше.
Идея Сухманова была забракована. Однако он, сам того не подозревая, стал автором одного из первых проектов отечественного танка. Ведь в 1917 году само это слово ещё не стало международным, в переводе с английского языка означая «цистерна».
В наши дни дорожные катки служат мирному быту, а обтекаемость является ключевым параметром для гоночных автомобилей. Пройдя путь от примитивных технологий до танков, история расставила всё по местам. Но путешествие по этому пути к его истокам сулит ещё немало открытий.
Автор текста — Юрий Бахурин
Юрий Бахурин — военный историк. Автор ряда публикаций в центральной и региональной научной печати: журналах «Вопросы истории», «Военно-исторический журнал», «Военно-исторический архив», «Родина», «Антология войны», альманахе «Рейтар» и т. д. Автор книги «Panzerjäger Tiger (P) “Ferdinand”. Боевое применение».
Источники:
- Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА). Ф. 493. Оп. 2. Д. 6. Л. 373;
- РГВИА. Ф. 803. Оп. 1. Д. 1828. Л. 366-366об, 411-412об;
- РГВИА. Ф. 803. Оп. 1. Д. 1829. Л. 154-156, 158-158об;
- Документальная коллекция компании Wargaming.
|