Одним из наименее подходящих определений для Японии первой половины ХХ века будет слово «миролюбивая». Японцы воевали много, и к 30-м годам их влияние на Дальнем Востоке было очень велико. Не последнюю роль в успехах Страны восходящего солнца играла внимательность, с которой высшие военные чины относились к техническим новинкам в области вооружений. Конечно же, японцы не прошли мимо такого перспективного новшества, как танки. Закупки импортной техники начались в Японии примерно в 1917 году, а собственные разработки вышли на поля сражений менее чем через 10 лет. Это были средние и лёгкие танки, боевой мощи которых хватало, например, для войны против Китая или (уже во время Второй мировой) островных гарнизонов, не имевших тяжёлого вооружения.
Из истории японской бронетанковой техники наименее изучено конструирование тяжёлых танков. Данные о работе конструкторов над этим классом техники противоречивы и малочисленны. Но кое о чём рассказать всё-таки можно.
Довоенные тяжеловесы
Тема тяжёлых танков японскими инженерами прорабатывалась задолго до начала Второй мировой войны. Первый проект, воплощённый в металле, назывался «Тип 91» или «2591», работы над его проектированием начались около 1930 года. При создании своего тяжёлого первенца инженеры использовали опыт, накопленный при создании среднего танка «Чи-И». Кстати, в конструкторскую группу, трудившуюся над проектом, входил Томио Хара, в будущем — самый известный японский танковый конструктор.
В довоенный период японские конструкторы создали два тяжёлых танка — «Тип 91» и «Тип 95». Ни один из них не строился массово и всерьёз не повоевал
«Тип 91» весил всего 18 тонн, по меркам Западной Европы или СССР это был скорее средний танк. Однако из-за того, что основным вооружением была 70-мм пушка, машину отнесли к тяжёлым танкам. Под влиянием британской бронетанковой школы, для которой в 30-е годы многобашенные танки были чуть ли не главным «трендом», конструкторы оснастили «Тип 91» тремя башнями, расположенными вдоль корпуса. В металле был построен всего один экземпляр. И хотя в целом он произвёл на заказчиков неплохое впечатление, до серийного производства машина допущена не была — военные потребовали провести модернизацию.
«Тип 95», второй и последний довоенный «тяжеловес» японской армии, появился в 1935 году. При создании машины конструкторы делали упор на повышение технологичности и усиление вооружения. В частности, к 70-мм пушке с малой начальной скоростью снаряда, больше подходившей для борьбы с защитными сооружениями и живой силой, добавилось 37-мм орудие. На дистанции 300 метров оно пробивало до 30 мм брони. Потенциально это делало «Тип 95» очень опасным противником для советских Т-26 и БТ с их тонкой бронёй.
По сравнению с «Типом 91» новый танк «поправился» до 27 тонн. Опять-таки он был ближе к средним танкам, но японцы считали иначе. И, пожалуй, у них было на это право, потому что на Дальнем Востоке «Тип 95» не имел себе равных по бронированию и вооружению. При этом у военных отношение к танку было противоречивым: боевые качества понравились, а вот снизившаяся из-за большой массы скорость не радовала. Решили ограничиться постройкой небольшой опытной партии, заказ на которую поступил арсеналу в городе Осака. Сколько именно машин сошло с конвейера, неизвестно, но современные исследователи считают, что вряд ли их было больше десяти. «Тип 95» использовался преимущественно в учебных частях на территории Японии. Известно, что в 1938 году отдельные танки перебросили в Китай и использовали на финальной стадии японо-китайского конфликта.
Сверхтяжёлый призрак
Вершиной японского танкостроения мог бы стать «Ми-То», будь он построен. Фактически — это настоящий танк-загадка. Данные о «супертяжеловесе» противоречивы и обрывочны. Точно известны три вещи. Первая: работы над сверхтяжёлым танком начались после поражения Японии у реки Халхин-Гол в 1939 году. Вторая: нельзя говорить о «Ми-То» как об одном конкретном танке. Это целая серия опытно-конструкторских работ, продолжавшаяся до самой капитуляции Японии в 45-м году и включавшая несколько разных проектов. Третья: все проекты сверхтяжёлых японских танков были многобашенными.
Название «Ми-То» — сокращение от «Мицубиси Токио», завода, который в атмосфере строжайшей тайны проектировал перспективный танк. В документах военных он также встречается под названием «О-I». Инженер Шигео Отака, принимавший участие в разработке, вспоминает, что конструкторская группа работала в казарме, в маленькой комнате, отделённой от внешнего мира двойной дверью. Это должно было свести к минимуму шанс на то, что человек, случайно заглянувший в дверь, увидит, что происходит внутри. Разные подразделения «Мицубиси» занимались работой над отдельными частями танка и не знали, что именно они проектируют. Конструкторы из «тайной комнаты» собирали эту техническую мозаику воедино.
Как говорилось выше, за годы работы было создано несколько проектов «Ми-То». Суммарно получилась эволюционная цепочка, каждое из звеньев которой превосходило предыдущее по мощности вооружения и бронирования. Соответственно, каждый последующий проект становился тяжелее. Самый лёгкий из всего семейства «Ми-То» весил около 100 тонн, а самый тяжёлый — 140–150.
Для чего Японии было такое чудовище? Первоначально, когда Япония ещё не находилась под угрозой вторжения на острова, эти танки могли бы рассматриваться как штурмовые машины. К 1944 году японский периметр безопасности, опиравшийся на острова Тихого океана, оказался прорванным. В апреле 45-го американский десант взял Иводзиму. Стало понятно, что и к берегам Японии однажды может подойти армада десантных судов. Сверхтяжёлый танк теперь рассматривался как передвижная огневая точка береговой обороны.
В качестве основного вооружения серии «Ми-То» японцы собирались использовать корабельные орудия калибром от 100 до 150 миллиметров. Такие пушки были достаточно дальнобойными и мощными, чтобы нанести большой урон лёгким десантным судам и кораблям прикрытия. В то же время броня сверхтяжёлых танков неплохо защищала экипаж от взрывов и осколков. Уничтожить такой передвижной дот возможно было бы только прямым попаданием, а корабли не могли вести прицельный огонь по фактически точечным целям.
Долгая история «Ми-То» оборвалась вместе с окончанием войны. Был ли построен хотя бы один прототип? По данным книги «Imperial Japanese Army Land Weapon Guide», один всё-таки был. После завершения работы его разобрали и переправили в Маньчжурию для полевых испытаний, выявивших серьёзные проблемы с надёжностью ходовой части. Однако, как и большинство сведений о японских сверхтяжёлых танках, эти данные не являются стопроцентно точными.
Автор текста — Владимир Пинаев
Источники:
- Федосеев С. Бронетанковая техника Японии 1939–1945. Историческая серия, 2003.
- Информация исторических консультантов Wargaming по японским источникам.